Феминизм как женское движение: история и современность

женское движение, женщины против, феминизм

В 19-20-м веках в Европе и затем в США складывалось движение за права женщин, как правило, принимавшее такую форму, как женское движение. Теоретическим обоснованием этого движения занимается феминизм – во всем многообразии его форм и течений.

Феминизм как теория

Если подытожить все теоретические выкладки, вкратце феминизм можно охарактеризовать как идеологию не только и не столько женского равноправия, сколько идеологию свободы личности от давления – родового, гендерного. Вся полнота гражданских прав, за которую борется феминизм, включает в себя стремление к равноправию женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни – в широком смысле, и женщины против дискриминации по половому признаку – в узком смысле.

Немного истории

Идеи о женском равноправии возникали в обществе, целиком ориентированном на мужчин, еще в 16-м веке: Кристина де Пизан в 1504 году опубликовала трактат с идеями о праве женщин на образование и влияние в политике. Под влиянием Великой французской революции в 1792 году англичанка Мэри Уолстонкрафт пишет книгу «В защиту прав женщин» – классику современного феминизма. Ей предшествовала изданная годом раньше «Декларация прав женщины и гражданки» Олимпии де Гуж, в которой объявлялось, что «тирания сильного пола» – причина нравственного разложения, когда игнорируется то, что женщина рождается свободной и равной мужчине. Нужно отметить в скобках, что равные с мужчинами избирательные права француженки получили только в 1945 году. По-французски женщина – femme, отсюда и возникшее название, озаглавившее женское движение, – феминизм, во главу угла которого легла идея гражданского равноправия вне зависимости от пола. Название это ввел в обиход Александр Дюма-сын, автор «Дамы с камелиями».

view counter

Впоследствии от него отпочковалось родственное женское движение – суфражизм, борьба за право голоса, право женщин избирать и быть избранными.

История борьбы женщины против дискриминации насчитывает три так называемых волны:

  • движение суфражисток 19-го – начала 20-го веков;
  • женское движение за социальное и юридическое равенство 60-х годов 20-го века;
  • движение 90-х годов 20-го века, которое продолжается в тех или иных формах и поныне.

Персоналии

женское движение, женщины против, феминизм

Помимо упомянутых уже Олимпии де Гуж и Мэри Уолстонкрафт, необходимо назвать такие имена, как Абигайл Смит Адамс – американку, ставшую знаменитой после фразы «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776). Эммилин Пэнхёрст, британка, стала одной из основательниц суфражизма. В 1960-х годах американка Бетти Фридан написала книгу «Загадка женственности», которая дала толчок возобновлению такого явления, как женское движение, изменив структуру общества США и следом – других стран мира, ставшую одной из наиболее влиятельных книг публицистики 20-го века. Во Франции в этот период феминизм уходит от политических амбиций, уделяя внимание теориям «тела» и борьбе с сексизмом. Здесь можно назвать имена Юлии Кристевой, Брахи Эттингер, Симоны де Бовуар.

В России женское движение развивается параллельно с революционной борьбой, опираясь на труды Маркса и Энгельса, утверждавших, что половое неравенство исчезнет вместе с классовым угнетением, с ликвидацией разделения на классы и разделения труда. Александра Коллонтай утверждала: «История борьбы работниц за лучшие условия труда, за более сносную жизнь есть история борьбы пролетариата за свое освобождение». Основоположницами борьбы российской женщины против дискриминации по половому признаку можно назвать таких деятелей революции, как Клара Цеткин, Роза Люксембург, Инесса Арманд, Надежда Крупская. Женское движение в России прекратило свою деятельность с установлением Советской власти: равноправие стало государственной доктриной. С 1990-х годов женщины России снова возобновили свою активную деятельность в этом направлении: расслоение общества затронуло также и гендерный вопрос, дискриминация по половому признаку стала явственной. Независимые женские форумы 1991 и 1992 годов привели к тому, что в ныне действующей Конституции был оговорен особо пункт, декларирующий равные права и свободы для мужчин и женщин. В 1993 году женщины выступили как общественно-политическая сила, приняв участие в выборах посредством партии «Женщины России».  После 1995 года женское движение направляет свои действия на решение конкретных социальных вопросов под лозунгом устранения повсеместно нарушаемых прав человека в общем смысле.  

Женское движение в современной России

Сегодня женские организации четко делятся по направлению своей деятельности: благотворительные, правозащитные, проводящие гендерные исследования.

К правозащитным относят себя организации, занимающиеся правами военнослужащих и их семей (комитеты солдатских матерей), занимающиеся вопросами насилия в семье и обществе (кризисные центры), занимающиеся вопросами дискриминации на трудовом поприще.

Организации, занимающиеся гендерными исследованиями, своей задачей ставят развитие и внедрение гендерных методологий в просвещение и образование, гендерную экспертизу законодательства, поддержку социальной активности женщин и преодоление дискриминации по половому признаку.

Благотворительные, так называемые материнские, организации занимаются решением проблем детей, в особенности сирот и инвалидов, проблем многодетных и малообеспеченных семей, а также семей, в которых есть наркозависимые дети. Подробнее см. женское движение в современной России.

Женское движение в России реализует себя также в виде женских творческих союзов. Кроме того, по принципу автономных клубов существуют организации, объединяющие своих участников по признаку нетрадиционной сексуальной ориентации.

Женский сайт «Забастовка»

Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (4 голоса)